Справочные данные по деталям машин

 

Главная

 

Шариковые винтовые передачи. Схемы монтажа опор винтов и гаек

 

Гайку с опорой рассматривают как за­делку: гайку, перемещаемую в направляющих и поддерживающую винт - как шарнирную опору.

Конструктивно винт представляет собой длинный вал с нарезанной резьбой и глад­кими участками под опоры, обычно распо­лагаемыми по концам. Длина винтов в станках не превышает 2-, предельная длина винта 7- ограничена технологиче­скими и эксплуатационными требования­ми.

Винты передачи подвержены воздейст­вию значительной осевой силы. В зависи­мости от схемы осевой фиксации вращаю­щиеся винты работают на растяжение или сжатие.

Возможные схемы закрепления винта приведены в табл. 15.

Схема 1. Одна опора воспринимает осе­вую в обоих направлениях и радиальную нагрузки, вторая опора отсутствует: один конец заделан жестко, второй – свободный.

Схема 2. Каждая из опор воспринимает осевую в одном направлении и радиальную нагрузки: оба конца - опорные.

Схема 3. Одна опора воспринимает осе­вую в обоих направлениях и радиальную нагрузки, вторая - только радиальную (как вариант дополнительно осевую одного на­правления): один конец заделан жестко, второй опорный.

Схема 4. Каждая из опор воспринимает осевую в обоих направлениях и радиальную нагрузки: оба конца заделаны жестко.

 

14. Показатели качества ШВП

 

Наименование показателя

Обозначение

Характеризуемое свойство

Применяемость в

документах*

ТЗ

ОСТ

ТУ

КУ

НИР

ОКР

1. Показатели назначения

1.1. Типоразмер передачи (номинальный диаметр×шаг), мм

d0×P

-

-

+

+

+

+

1.2. Габаритные размеры гайки передачи, мм

l×d

Возможность установ­ки передачи в станке, участке,

комплексе или роботе

-

+

+

+

+

1.3. Максимальные дли­ны винта и резьбы, мм

-

Габариты передачи

-

+

+

+

+

1.4. Точность перемеще­ния, мкм

ΔР360 : ΔРΣ

Соответствие услови­ям эксплуатации

+

+

+

+

+

1.5. Максимальный мо­мент холостого хода, Н·м

Мххmax

То же

+

+

+

+

+

1.6. Минимальный мо­мент холостого хода, Н·м

Мххmin

«

+

+

+

+

+

1.7. Колебание момента холостого хода в пределах

одного оборота винта, Н·м

ΔМхх

«

+

+

+

+

+

1.8. Динамическая грузоподъемность, Н

С

Долговечность пере­дачи

+

+

+

±

+

1.9. Статическая грузоподъемность, Н

С0

Предельная нагрузоч­ная способность

+

+

+

±

+

1.10. Максимальный осе­вой зазор, мм

-

Нестабильность позиционирования

+

+

+

+

+

1.11. Осевая жесткость, Н/мкм

-

Точность позиционирования

+

+

+

+

+

1.12. Значение радиаль­ного биения резьбы вин­та

относительно центро­вых отверстий, мм

-

-

-

±

+

±

-

2. Показатель экономного использования металлов

2.1. Удельная масса (отношение массы гаеч­ной

группы к номиналь­ному диаметру), кг/мм

-

Эффективность использования материа­ла в конструкции

-

±

-

±

-

3. Показатель надежности

3.1. Долговечность, млн. об.

L

Свойство объекта сохранять работоспо­собное состояние при

установленной систе­ме технического об­служивания и ремонта

-

±

+

+

-

4. Показатель технологичности

4.1. Удельная трудоем­кость производства, нормо-час

-

Приспособленность к условиям производст­ва. Экономичность

по трудоемкости и использованию металла

-

±

-

-

-

5. Показатель стандартизации и унификации

5.1. Коэффициент применяемости, %

-

Степень заимствова­ния

-

±

-

-

-

6. Патентно-правовой показатель

6.1. Коэффициент па­тентной чистоты

-

Приоритет внутри страны и за рубежом

-

±

-

-

-

 

*Т3 - техническое задание; НИР - научно-исследовательская работа; ОКР - опытно-конструкторская работа; ОСТ - отраслевой стандарт; ТУ - технические условия; КУ - карта технического уровня.

 

15. Схемы закрепления винта

 

Способ заделки винта

Схема

1

Один коней заделан жестко, второй свободный

рисунок

2

Оба конца опорные

рисунок

3

Один конец заделан жестко, второй опорный

рисунок

4

Оба конца заделаны жестко

рисунок

 

Преимущественное применение в стан­костроении имеют схемы с односторонней (схема 3) и двусторонней (схема 4) осевой заделкой.

Жестко заделанную опору могут состав­лять, например, два радиально-упорных шариковых или роликовых подшипника или два упорно-радиальных подшипника с утлом контакта 60º, или один комбиниро­ванный (двойной упорный совместно с радиальным).

Шарнирную опору составляет один ра­диальный шарикоподшипник или упорный роликовый подшипник совместно с ради­альным шариковым.

Например, в опорах винтовых механиз­мов приводов подач рабочих органов стан­ков и гибких сверлильно-фрезерно-расточных производственных модулей при­меняют (ОСТ 2 Н62-6-85);

- комбинированные роликовые под­шипники по ГОСТ 26290-90;

- упорные роликовые подшипники по ГОСТ 23526-79;

- радиальные шарикоподшипники по ГОСТ 7242-81.

Затяжку подшипников выполняют гай­ками шлицевыми по ГОСТ 11871-88.

Для компенсации тепловых удлинений в механизмах по схемам 3 и 4 винт может быть растянут силой, равной максимальной осевой нагрузке.

В ОСТ 2 Н62-6-85 приведены также чи­словые значения жесткостей комбиниро­ванных и упорных подшипников, расчет жесткости ШВП, основные параметры и размеры муфт привода подач с ШВП, рекомендуемые исполнения местных защит­ных устройств и их размеры, рекомендуе­мые исполнения общей зашиты.

 


email: KarimovI@rambler.ru

Адрес: Россия, 450071, г.Уфа, почтовый ящик 21

 

Теоретическая механика   Сопротивление материалов

Прикладная механика  Строительная механика  Теория машин и механизмов

 

 

 

00:00:00

 

Top.Mail.Ru