Справочные данные по деталям машин

 

Главная

 

Способы охлаждения, классы нагревостойкости изоляции

 

Способы охлаждения. Условные обозна­чения способов охлаждения вращающихся электрических машин установлены ГОСТ 20459-87. Обозначение способов охлаждения машин должно состоять из латинских букв IС (International Cooling) и группы знаков из од­ной буквы и двух цифр.

Охлаждение - процесс, посредством кото­рого тепло, возникающее в результате потерь в машине, передается первичному хладагенту, увеличивая его температуру. Нагретый первичный хладагент может быть заменен новым хладагентом с более низкой температурой (одноконтурное охлаждение) или охлажден вторичным хладагентом в каком-либо охлади­теле (двухконтурное охлаждение).

Каждую цепь охлаждения обозначают од­ной буквой и двумя характеристическими цифрами.

Вид хладагента обозначают прописной бу­квой (табл. 20).

 

20. Условное обозначение хладагента

 

Вид хладагента

Наименование хладагента

Условное обозначение хладагента

Газ

Воздух

А

Водород

Н

Азот

N

Двуокись углерода

С

Фреон

Fr

Жидкость

Вода

W

Масло

U

Керосин

Кr

 

Устройство цепи для циркуляции хлада­гента обозначают первой характеристической цифрой (от 0 до 9), например:

0 - свободная циркуляция (хладагент свободно попадает в машину из окружающей среды и свободно возвращается в эту среду);

1 - вентиляция при помощи входной трубы или входного канала (хладагент попадает в машину не из окружающей среды, а из другого источника через входную трубу или канал и затем свободно возвращается в окружающую среду):

4 - охлаждение внешней поверхности ма­шины с использованием окружающей среды (первичный хладагент циркулирует в замкну­той цепи и отдает свое тепло вторичному хладагенту, которым является окружающая ма­шину среда. Для повышения коэффициента теплопередачи поверхность может быть реб­ристой).

Способ перемещения хладагента обозна­чают второй характеристической цифрой (от 0 до 9), например:

0 - свободная конвекция (движение хлада­гента осуществляется за счет разницы темпе­ратур, вентилирующее действие ротора незна­чительно);

1 - самовентиляция (движение хладагента осуществляется либо вследствие вентилирую­щего действия ротора, либо при помощи спе­циального устройства, смонтированного на валу ротора машины).

Если машина имеет две и более цепи охла­ждения, то в обозначении следует указывать характеристики всех цепей охлаждения, начи­ная с характеристики цепи с вторичным хлада­гентом (с более низкой температурой).

Если во всех цепях охлаждения машины хладагентом является воздух, то допускается пропуск буквы, обозначающей вид хладагента.

Полное обозначение способов охлаждения электрических машин должно содержать бук­вы 1С и группу знаков из одной (двух) буквы и двух цифр для характеристики каждой цепи охлаждения.

Упрощенное обозначение распространяется на небольшое число наиболее применяемых типов вращающихся машин, охлаждаемых воздухом. В упрощенной системе способ охлаждения обозначают буквами 1С с двумя ха­рактеристическими  цифрами. Первая цифра обозначает устройство системы охлаждения, вторая — способ подвода энергии для циркуля­ции хладагента Если подача энергии, необхо­димой для циркуляции хладагента, соответст­вует второй характеристической цифре 1 (са­мовентилирующее устройство, устанавливае­мое на валу), то можно проставлять только первую характеристическую цифру.

Примеры обозначений способов охлаждения:

IC/401 - защищенная машина с самовенти­ляцией: вентилятор расположен на валу маши­ны. Упрощенное обозначение - IC01 или IC0 (опущены обозначение хладагента - воздуха (А) и для случая самовентиляции - вторая ха­рактеристическая цифра (1));

IC40141 - закрытая машина с ребристой или гладкой станиной, обдуваемая наружным вентилятором, расположенным на валу машины;

IC0041 - закрытая машина с естественным воздушным охлаждением без наружного вен­тилятора, тепло передается наружной среде через корпус. Цепь с вторичным хладагентом - 00 (свободная циркуляция, свободная конвек­ция); цепь с первичным хладагентом - 41 (ох­лаждение внешней поверхности с использова­нием окружающей среды, самовентиляция внутри корпуса).

Классификация электроизоляции по на­гревостойкости. Классы нагревостойкости. Поскольку для электротехнических изделий доминирующим фактором старения электро­изоляционных материалов и систем изоляции является температура, то для оценки стойкости электрической изоляции к воздействию темпе­ратуры приняты классы нагревостойкости.

Классы нагревостойкости и соответствую­щие им температуры приведены в табл. 21.

Класс нагревостойкости электротехниче­ского изделия отражает максимальную рабо­чую температуру, свойственную данному изде­лию при номинальной нагрузке и других условиях.

Изоляция под действием данной макси­мальной температуры должна иметь нагревостойкость не менее температуры, соответст­вующей классу нагревостойкости электротех­нического изделия.

 

21. Классы нагревостойкости электротехнических изделий

 

Обозначение класса нагревостойкости

Y

А

Е

В

F

Н

200

220

250

Температура, °С

90

105

120

130

155

180

200

220

250

 

Приведенные температуры являются фак­тической температурой изоляции, но не пре­вышением температуры электротехнического изделия. В стандартах на электротехнические изделия обычно нормируют величину превы­шения температуры, а не фактическую темпе­ратуру. При разработке стандартов, устанавли­вая методы измерения и допустимое превыше­ние   температуры, следует учитывать такие факторы, как конструкция, температурная проводимость и толщина изоляции, доступ­ность изолированных частей, метод вентиля­ции, характеристики нагрузки и т.д.

Основанием для установления рациональ­ных температурных пределов изоляции явля­ется только опыт или соответствующие испы­тания (см. ГОСТ 8865-93).

 


email: KarimovI@rambler.ru

Адрес: Россия, 450071, г.Уфа, почтовый ящик 21

 

Теоретическая механика   Сопротивление материалов

Прикладная механика  Строительная механика  Теория машин и механизмов

 

 

 

00:00:00

 

Top.Mail.Ru