Справочные данные по деталям машин

 

Главная

 

Редукторы и мотор-редукторы.

Правила приемки

 

Редукторы и мотор-редукторы должны быть подвергнуты следующим видам испыта­ний: приемосдаточным, периодическим, типо­вым, сертификационным. Общие требования к методам испытаний редукторов и мотор-редукторов регламентированы ГОСТ 29285-92.

При всех видах испытаний мотор-редук­торы подвергают испытаниям на соответствие требованиям электробезопасности по ГОСТ Р 50968-96. Остальные требования к испытани­ям - по ГОСТ Р 50891-96 для редукторов.

Приемо-сдаточные испытания. Каждый редуктор следует подвергать испытаниям без нагрузки. Испытаниям под нагрузкой при вы­пуске до 50 редукторов в смену подвергают 10% выпуска, но не менее 3шт., при выпуске свыше 50 редукторов в смену - 5%, но не ме­нее 5шт.

При испытаниях следует проверять: без на­грузки характер шума, передаточное отноше­ние, внешний вид лакокрасочных покрытий, отсутствие течи масла, консервацию, маркировку и комплектность; под нагрузкой - кор­ректированный уровень звуковой мощности (кроме червячных и глобоидных редукторов), отсутствие течи масла.

Продолжительность испытаний без нагруз­ки - не менее 2мин в каждую сторону вращения.

Уровень нагрузки при испытаниях под на­грузкой должен быть не менее 0,4Твых, а для редукторов с aw≥ 450мм - не менее 0,25Твых в сочетании с номинальными значе­ниями Fвх, Fвых; время испытаний - не менее 10мин в каждую сторону вращения. Нагрузка должна быть постоянной по величине.

 

16. Шумовые характеристики цилиндрических мотор-редукторов

 

Номинальная передаваемая мощность, кВт

Средние геометрические частоты октавных полос, Гц

Корректированный уро­вень звуковой мощности LpA, дБА

63

125

250

500

1000

2000

4000

8000

Уровни звуковой мощности в полосах частот Lр, дБ

До 1,5

72

75

78

83

86

84

78

73

86

Св. 1,5 « 4

75

78

81

86

89

87

81

76

89

« 4 « 10

78

81

84

90

93

91

85

80

93

« 10 « 22

83

86

89

94

97

95

89

84

98

«22 « 45

91

93

95

99

100

98

93

89

100

 

Примечания.

1. Указанные в табл. 16 значения относятся к мотор-редукторам с частотой тока 50Гц и синхронной частотой вращения вала двигателя 1500об/мин; при 3000об/мин значе­ния должны быть увеличены на 6дБ (дБА), при 1000об/мин - уменьшены на 2дБ (дБА), а при 750об/мин - уменьшены на 3дБ (дБА) по сравнению с указанными в табл. 16.

2. Значения шумовых характеристик мотор-редукторов с частотой тока 60Гц должны быть увеличены на 4дБ (дБА) при частотах вращения вала двигателя 1800 и 3600об/мин; на 2дБ (дБА) - при частотах 1200 и 900об/мин относительно значений, установленных для соответст­вующих частот вращения вала двигателя 1500, 3000, 1000, 750об/мин при частоте тока 50Гц.

3. Значения шумовых характеристик мотор-редукторов с передачами Новикова должны быть не более 1,05 указанных в табл. 16.

4. Значения шумовых характеристик червячных мотор-редукторов должны быть на 6дБ (дБА), а планетарных и волновых мотор-редукторов на 2дБ (дБА) менее указанных в табл. 16.

5. Допускается при приемосдаточных испытаниях и в период приработки до 500ч превыше­ние норм шума на 2дБ (дБА).

Периодические испытания. Периодиче­ские испытания следует проводить не реже одного раза в три года.

Число редукторов каждого типоразмера, подвергаемых испытанию, должно обеспечи­вать достоверность полученных показателей надежности с доверительной вероятностью 0,8, но не менее 2 редукторов.

При выпуске ряда однотипных редукторов допускается подвергать испытаниям несколько наиболее нагруженных несоседних представи­телей рада - не менее 25% общего числа ти­поразмеров, входящих в ряд, но не менее двух. Результаты испытаний распространяют на все типоразмеры ряда.

Для проверки в процессе испытаний тех­нического состояния подшипников следует применять контроль уровня ударной вибрации корпусов редукторов в зоне подшипниковых узлов.

Если при испытаниях хотя бы один редук­тор не соответствует установленным требова­ниям, следует проводить повторные испытания на удвоенном числе редукторов. Результаты повторных испытаний являются оконча­тельными.

Типовые испытания. Типовые испытания следует проводить при изменении конструк­ции, материалов и технологии, если эти изме­нения могут оказывать влияние на основные параметры и характеристики редуктора.

Испытаниям следует подвергать не менее двух редукторов каждого типоразмера с про­веркой параметров, на которые влияют приня­тые изменения; требования соответствуют периодическому виду испытаний.

При выпуске ряда однотипных редукторов допускается подвергать испытаниям несколько наиболее нагруженных представителей рада, — не менее 25% общего числа редукторов, вхо­дящих в ряд, но не менее двух.

Под рядом однотипных редукторов следу­ет понимать рад редукторов, конструктивно подобных, изготовляемых из одинаковых ма­териалов, по единому технологическому про­цессу и на одном производстве.

Сертификационные испытания. Серти­фикационные испытания проводят с целью установления соответствия редукторов требо­ваниям безопасности, охраны окружающей среды, а также с целью установления соответ­ствия редукторов всем или определенным тре­бованиям отечественных нормативных доку­ментов, международных, региональных и за­рубежных стандартов.

Число испытываемых редукторов каждого типоразмера должно обеспечивать достовер­ность полученных показателей надежности с доверительной вероятностью 0,8, но должно быть не менее 2 редукторов.

При выпуске ряда однотипных редукторов допускается подвергать испытаниям несколь­ко несоседних наиболее нагруженных пред­ставителей ряда - не менее 25% общего числа типоразмеров, входящих в ряд, но не менее двух.

Методики испытаний должны быть согласованы с органом по сертификации и содер­жать требования по проверке уровня шума, работоспособности и отсутствия течи масла. В технически обоснованных случаях по реше­нию органа по сертификации допускается оце­нивать работоспособность при кратковремен­ных испытаниях (не менее 8ч) или при эксплуатации.

Технические данные редукторов и мотор-редукторов, проверяемые при различных ви­дах испытаний, приведены в табл. 17 и 18. При этом технические данные, указанные в табл. 17, представляют собой задаваемые парамет­ры, характеризующие уровень внешних воз­действий на изделие, а в табл. 18 - контроли­руемые параметры и качественные признаки, характеризующие реакцию изделия на внеш­ние воздействия, состояние изделия в процессе испытаний и его соответствие техническим данным.

 

17. Параметры, характеризующие уровень внешних воздействий на изделие

 

Параметр

Редукторы

Мотор-редукторы

Вид контрольных испытаний*1

Отклонение параметров при

1

2

3

задании

измерении

Вращающий момент на выходном валу Твых, Н·м

+

+

+

+

+

±5,0%

±2,5%*2

Частота вращения входного вала nвх, об/мин

+

-

+

+

+

±10,0%

±2,0%

Радиальная консольная сила, приложенная к сере­дине посадочной части вход­ного вала Fвх, Н

+

-

-

+

+

±5,0%

±4,0%

Радиальная консольная сила, приложенная к сере­дине посадочной части выходного вала Fвых, Н

+

+

-

+

+

±5,0%

±4,0%

Пусковые перегрузки КТвых, Н·м*3

+

-

-

+

+

±5,0%

±2,5%

Температура воздуха tв,°С

+

+

-

+

+

±5°С

±2°С*4

 

*1 Виды контрольных испытаний: 1 - приемосдаточные; 2 - периодические; 3 - типовые.

*2 При использовании данных для определения КПД погрешность измерений не должна пре­вышать ±1,0%.

*3 К - коэффициент перегрузки, устанавливаемый в технической документации на конкрет­ные типы изделий.

*4 При использовании данных для определения термической мощности погрешность измере­ний не должна превышать ±1°С.

Примечание. Знак "+" означает, что контроль производится; знак "-" - контроль не производится.

Для конкретных типов изделий и видов ис­пытаний необходимый перечень задаваемых и контролируемых параметров и качественных признаков выбирают из числа приведенных в табл. 17, 18 и устанавливаемых в программе и методике испытаний.

Недопустимые отклонения параметров и качественных признаков от норм, установлен­ных в технической документации на изделие, классифицируют как дефекты, подразделяемые, согласно ГОСТ 15467-79, на критиче­ские, значительные и малозначительные.

Критические дефекты связаны с наступ­лением предельных состояний изделий - вы­ходом из строя основных узлов и деталей (зуб­чатых передач, корпуса и т.д.), замена которых при эксплуатации не предусматривается.

 

18. Параметры и признаки, характеризующие реакцию изделия на внешние воздействия

 

Параметры и качественные признаки

Редук­торы

Мотор-

редукто-

ры

Вид контрольных

испытаний*1

Предельные

погрешности

измерений

1

2

3

Параметры

Частота вращения выходного вала nвых, об/мин

-

+

-

+

±

±2,0 %

Коэффициент полезного действия η, %

+

+

-

+

±

±2,5 %

Удельная масса Му, кг/Н·м

+

+

-

+

±

±1,0%

Шумовые характеристики, дБА(дБ)

+

+

+*2

+

±

±2дБА(дБ)

Передаточное число (отношение) u (i)

+

-

-

+

±

±3%

Термическая мощностьPтВт

+

+

-

+

±

±5%

Температура корпуса tк,°С

+

+

-

-

±

±4°С

Температура масла tм, °С

+

+

-

+

±

±2°С

Мощность, подводимая к двигателю Рдв, кВт

+

+

-

+

+

±3,0%*3

Вращающий момент на входном валу Твх, Н·м

±

-

-

±

±

±1,0%

Масса М, кг

+

+

-

+

±

±1,0%

Износ зубьев Ии, мкм

+

+

-

+

±

±5,0 %

Размеры пятна контакта L×Н, мм

+

+

±

±

±

±10,0 %

Продолжительность испытаний τ, ч

+

+

+

+

+

± 1,0 %

Качественные признаки

Подтекание масла через соединения и уплотнения с каплеобразованием

+

+

+

+

+

-

Контактные разрушения зубьев

+

+

-

+

+

-

Поломка зубьев

+

+

-

+

+

-

Заедание передачи

+

+

-

+

+

-

Повреждение подшипников

+

+

-

+

+

-

Повреждение (разрушение) нагруженных деталей и узлов

+

+

-

+

+

-

Выход из строя двигателя

-

-

+

+

-

Вращение валов

+

+

+

-

-

-

Внешний вид лакокрасочных покрытий

+

+

+

-

-

-

Консервация

+

+

+

-

-

-

Маркировка

+

+

+

-

-

-

Комплектность

+

+

+

-

-

-

 

*1 Виды контрольных испытаний: 1 - приемосдаточные; 2 - периодические; 3 - типовые.

*2 Кроме червячных редукторов.

*3 При использовании данных для определения КПД погрешность измерений не должна пре­вышать ±1,0%.

Примечание: Знак "+" означает, что контроль не производится; знак "±" - контроль выполняется при необходимости.

Значительные дефекты связаны с наступ­лением отказов изделий - выходом из строя узлов и деталей (подшипников, уплотнений и др.), замена которых предусматривается при техническом обслуживании, и (или) с недопус­тимым отклонением основных контролируе­мых параметров (шумовых характеристик, температуры и др.).

Прочие отклонения параметров и качест­венных признаков рассматриваются как мало­значительные дефекты.

Рекомендуемая продолжительность перио­дических и типовых испытаний, включая ис­пытания в различных режимах нагружения, в зависимости от типов редукторов и мотор-редукторов:

- цилиндрические одно- и многоступенча­тые, конические, коническо-цилиндрические многоступенчатые - 1250ч;

- червячные одно- и многоступенчатые, цилиндрическо-червячные многоступенчатые - 800ч;

- планетарные одно- и многоступенчатые, цилиндрическо-планетарные многоступенча­тые - 800ч;

- волновые - 500ч.

Допускается испытания под нагрузкой проводить выборочно с применением методов статистического приемочного контроля по альтернативному признаку в соответствии с ГОСТ Р 50779.71-99 (ИСО 2859.1-89).

При этом приемочные уровни дефектности AQL для нормального контроля в зависимости от вида дефекта принимают следующие: кри­тический - 1,0%; значительный - 6,5%; мало­значительный - 15.0%.

Оценку соответствия изделий техническим требованиям по каждому из контролируемых параметров nвых, Му, LpA, η, М и tм осуществляют методами статистического приемочного контроля по количественному признаку согласно ГОСТ Р 50779.74-99 (ИСО 3951-89). Значения AQL в зависимости от того, к какому виду дефекта приводят недопусти­мые отклонения перечисленных параметров, выбирают, как было указано выше.

Вращающие моменты Твх и Твых и КТвых, частоты вращения валов nвх и nвых, радиаль­ные консольные силы Fвх и Fвыx, температу­ры tи и tк, массу М, мощность Рдв, износ зубьев Ии, размеры пятна контакта L×Н, время t определяют путем прямых измерений с помощью приборов и устройств, обеспечи­вающих измерения с погрешностями не более установленных в табл. 17 и 18.

Удельную массу Му определяют как отно­шение массы изделия без смазочного материа­ла к подтвержденному значению номинально­го вращающего момента на выходном валу.

Порядок обработки результатов испытаний при статистическом контроле - по ГОСТ Р 50779.71-99 (ИСО 2859.1-89), ГОСТ Р 50779.74-99 (ИСО 3951-89).

Указания по эксплуатации. Перед нача­лом эксплуатации редукторов вращающиеся детали на внешних концах валов должны быть ограждены.

Места редуктора с температурой наружных поверхностей выше 70ºС, доступные для об­служивающего персонала, должны быть ограждены или промаркированы символом и дополнительной табличкой с указанием темпера­туры.

Зубчатые редукторы должны допускать введение в эксплуатацию на полную нагрузку без внутренней расконсервации и обкатки.

Червячные редукторы (кроме применяе­мых для работы с периодическими остановка­ми) в течение первых 40ч должны эксплуати­роваться без приложения рабочей нагрузки либо с рабочей нагрузкой, не превышающей 50% номинальной, после чего рабочую на­грузку вводят с постепенным ее нарастанием.

Зубчатые передачи и подшипниковые узлы редукторов, аварийный отказ которых может привести к жертвам или значительным эконо­мическим потерям, следует непрерывно или периодически контролировать с целью свое­временного получения информации о прибли­жении их к предельному состоянию.

Гарантийный срок эксплуатации редукто­ров - два года со дня ввода в эксплуатацию, но не более 80% ресурса, указанного в табл. 14 соответственно для передач, валов и подшип­ников.

 


email: KarimovI@rambler.ru

Адрес: Россия, 450071, г.Уфа, почтовый ящик 21

 

Теоретическая механика   Сопротивление материалов

Прикладная механика  Строительная механика  Теория машин и механизмов

 

 

 

00:00:00

 

Top.Mail.Ru